Межрегиональный центр
профессиональной послевузовской
подготовки и повышения
квалификации специалистов
«Развитие» г. Пятигорск

Дистанционное обучение

Повышение квалификации

набор баллов в рамках НМФиО

Часто задаваемые вопросы

Вопрос 1. Что из себя представляет процедура аккредитации специалиста?

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности.

Процедура аккредитации предполагает оценку профессионального портфолио; оценку профессиональных знаний (по результатам национального профессионального тестирования); оценку профессиональных компетенций в условиях симуляционно - аттестационного центра.

 

Вопрос 2. Как часто должна осуществляться процедура аккредитации специалиста?

Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и после вузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

Вопрос 3. Чем будет отличаться процедура аккредитации от действующей сейчас системы сертификации?

От действующей сейчас системы сертификации она будет отличаться тем, что позволит получать допуск к отдельным видам медицинской помощи. Чтобы получить аккредитацию, врачи должны будут овладеть клиническими протоколами по этой специальности или направлению, то есть самыми современными знаниями.

Основой аккредитации будет проверка знаний врачами содержания протоколов клинических рекомендаций, то есть тех алгоритмов действий, которые должен выполнить врач, если он находится в конкретной клинической ситуации. Всего будет 1500 клинических протоколов.

 

Вопрос 4. Какие учреждения уполномочены проводить аккредитацию специалистов?

Общее руководство будет возложено на Национальный центр аккредитации, методологическое сопровождение на экспертно-методические центры, также в структуру системы аккредитации войдут 12 окружных центров аккредитации.

 

Вопрос 5. Как будет проводиться аккредитация действующих специалистов?

Аккредитация действующих специалистов будет проводиться в течение пяти лет по мере истечения срока действия их сертификатов и после подтверждения квалификации. На этот переходный период будут действовать оба вида допуска медицинских и фармацевтических работников, т.е. сертификат специалиста и свидетельство об аккредитации специалиста.

 

 Вопрос 6. Для прохождения курсов дополнительного профессионального образования имеет ли значение место нахождения образовательной организации?

В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ в приложении к лицензии не указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования.

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, на основании лицензии могут осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам без ограничений по территориальному признаку.

 

Вопрос 7.Часть 1 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ предусматривает сетевую форму реализации образовательных программ. Применимо ли это для системы дополнительного профессионального образования?

Данная статья предусматривает сетевую форму реализации любого вида образовательных программ, в том числе и программ дополнительного профессионального образования.

Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (часть 1 статьи 15 Федерального закона N 273-ФЗ).

 

Вопрос 8. В чем преимущества дистанционного обучения?

Дистанционные технологии расширяют традиционные формы образовательного процесса и позволяют обучать слушателей без отрыва от работы и практически без выезда с места проживания. Задания преподавателя, тесты выполняются также дистанционно.

Слушатели полноценно участвуют в лекциях через систему дистанционного обучения со своего рабочего места или любого другого места, имеющего подключение к сети Интернет. Слушатели видят и слышат преподавателя, и преподаватель отвечает на задаваемые вопросы. С помощью данного вида обучения слушатель имеет возможность сэкономить значительные временные и денежные ресурсы, т.к. отпадает необходимость поездок в место проведения занятий.

 

Вопрос 9. К каким учебным материалам слушатели буду иметь доступ после поступления?

Обычно, в системе дополнительного профессионального образования, после приказа о зачислении и регистрации на нашей платформе слушатель получает логин и пароль для доступа к личному кабинету на учебном портале. В системе дистанционного обучения у слушателя будет доступ ко всем электронным учебникам курсов, видеолекциям, библиотеке, промежуточным и заключительным тестам. Слушатель сможет общаться с преподавателями, с ведущими специалистами – практиками, участвовать в вебинарах и веб-конференциях.

 

Вопрос 10. Кто выбирает программы для повышения квалификации преподавателя: администрация вуза или сам преподаватель?

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) обучающимся по общему правилу предоставляются академические права на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения.

 

Вопрос 11. Возможно ли применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях дополнительного профессионального образования?

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) в образовательных организациях ДПО возможно, если в организациях ДПО созданы условия, отвечающие требованиям статьи 16 Федерального закона N 273 ФЗ.

При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, ДОТ при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

Вопрос 12. Какие требования предъявляются к структуре дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПП)?

Требования к структуре дополнительных профессиональных образовательных программ определяются Федеральным законом N 273-ФЗ и Порядком.

Структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (часть 9 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ). Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации (п. 9 Порядка). В соответствии с пунктом 6 Порядка в структуре программы повышения квалификации должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены:

  • характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;

  • характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

 

Вопрос 13. Если не истек срок сертификата специалиста медработника, нужна ли аккредитация?

Сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2016 года, действуют до истечения указанного в них срока. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

 

Вопрос 14. Как часто необходимо проходить повышение квалификации педагогическому работнику?

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 47 Закона об образовании педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Одновременно согласно п. 7 ч. 1 ст. 48 Закона на них возложена обязанность систематически повышать свой профессиональный уровень.

 

 Вопрос 15. Можно ли использовать электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации дополнительных профессиональных программ?

Да, можно. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 2 (зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2014 г., регистрационный N 31823).

 

 Вопрос 16. Обучающийся осваивает одновременно программу высшего образования и дополнительную профессиональную программу. Можно ли выдать документы о квалификации после сдачи государственных экзаменов на основании справки о прохождении государственных экзаменов или это возможно только после получения документа о высшем образовании?

В соответствии с частью 16 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ при освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

 

 Вопрос 17. Необходим ли особый вид документа о квалификации для государственных гражданских служащих?

Особых требований к документам о квалификации для государственных гражданских служащих Федеральным законом N 273-ФЗ не предусмотрено. По итогам освоения дополнительных профессиональных программ государственные гражданские служащие, как и другие слушатели, в зависимости от вида программы получают удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

 

 

Вопрос 18. Должен ли работник контрактной службы иметь высшее образование в сфере закупок и какая специализация относится к этой сфере?

В соответствии со ст. 9 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. 

Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. 

Согласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ заказчик включает в состав комиссии по осуществлению закупок преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. 

Вместе с тем в соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, до 1 января 2017 г. работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. 

При этом, если все работники контрактной службы к 1 января 2017 г. для осуществления их полномочий в соответствии с Законом должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, то в состав комиссии заказчик может включать лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки, то есть не имеющими высшего образования или дополнительного профессионального образования именно в сфере закупок. 

Таким образом, можно сделать вывод, что для работника контрактной службы достаточно иметь дополнительное профессиональное образование и при этом не иметь высшего профессионального образования в сфере закупок. Трудно сказать, в рамках какой специализации можно будет получить такое высшее образование. Однако, как известно, специальный предмет по государственным и муниципальным закупкам преподается в высших учебных заведениях в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление», поэтому можно предположить, что и специализация будет осуществляться в рамках указанной специальности.

 

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, воспользуйтесь формой обратной связи (кнопка наверху, справа)